Занимательная велонатомия: обзор основных элементов велосипеда. Часть 2 - Тормоза.
В предыдущем выпуске велонатомии мы рассказывали о фундаментальном элементе – велосипедной раме. Предмет этой статьи на ранних велосипедах применялся в зачаточном и неэффективном состоянии. Сегодня мы поговорим о тормозной системе велосипеда – элементе постоянное совершенствование которого на протяжении последних 30 лет позволило вывести катание на совершенно новый уровень. Если Вы хотите купить стоящий велосипед, то просто необходимо иметь хотя бы общие знания об этой важной системе.
Виды и устройство велосипедных тормозов
Велосипед, как известно, позволяет легко разогнаться до относительно высокой скорости. Куда сложнее остановить байк при возникновении экстренной ситуации. Стоит помнить, что правильно подобранный и обслуженный тормоз для велосипеда может спасти Вам жизнь.
Люди постарше прекрасно помнят барабанный задний тормоз велосипеда, который был установлен на все модели времен СССР. Его и сейчас ставят на самые простые городские велосипеды. Барабанный тормоз крайне практичен, ведь грязь не может попасть в его закрытый корпус, установленный во втулке заднего колеса. Также его очень просто использовать – всего-то дело, что крутануть педали в обратную сторону. Однако, барабанный тормоз не подходит для многоскоростных велосипедов, а также не позволяет полноценно маневрировать при торможении, что не очень хорошо в плане безопасности.
Самый популярный вид - ободные тормоза на велосипед. Они замедляют байк за счет трения специальных тормозных накладок об обод велосипеда, а управляются с помощью рычагов на руле. Чаще всего встречается конструкция типа Ви-брэйк. Название произошло из формы тормозных рычагов в виде буквы V. Плюсы – дешевизна, простота ремонта и настройки, отсутствие перегрева. Минусы – износ обода, необходимость замены таких велосипедных запчастей, как тормозные колодки, а также возможное загрязнение и, как следствие, снижение эффективности. Любопытный подвид ободных тормозов - гидравлический тормоз для велосипеда. В них усилие передается на тормоза посредством тормозной жидкости. Это усложняет обслуживание (жидкость надо меня), однако облегчает процесс торможения и увеличивает его силу.
Самый мощный и дорогой способ замедления байка – дисковый тормоз велосипеда. Он пришел прямиком из автомобильной промышленности. На колесе велосипеда крепится тормозной диск, который прижимается колодками, установленными в особой скобе, именуемой калипером. Преимущества дискового велосипедного тормоза – плавное и сильное замедление, независимость от геометрии колеса. Недостатки – цена и сложное устройство, отягчающее ремонт вдалеке от дома и мастерских по ремонту велосипедов.